Это — не про стаж и даже не про опыт. Это точно не нужно путать с безаварийным или аккуратным вождением.
⠀
А если так, тогда что есть «безопасное вождение»? Влияет ли соблюдение ПДД на безопасность? Что гарантирует отсутствие аварий в будущем? Существует много домыслов на этот счёт, домыслов зачастую противоречивых.
⠀
Давайте разберёмся!
⠀
Ваше вождение можно назвать «безопасным», если в каждый момент времени у вас есть возможность сделать манёвр. Такой манёвр, который позволит вам уйти от столкновения: влево, вправо, остановиться, разогнаться или сделать какую-то комбинацию этих действий.
⠀
Если возможность манёвра есть — вождение безопасное.
Если возможности нет — вождение опасное.
⠀
Возникает практический вопрос:
Что конкретно нужно делать? При каких условиях манёвр можно сделать?
⠀
Вождение безопасно = манёвр возможен, если вы имеете:
1. Запас расстояния вокруг вашей машины.
2. Запас сцепления шин с дорогой.
3. Запас тяги двигателя.
4. Готовность сделать манёвр уклонения.
Эти 4 запаса формируют Систему Безопасного Вождения (впервые в таком виде описана в книге Александра Каминского «Мастер вождения автомобиля»).
⠀
Интересно, что если соблюдение ПДД в конкретном случае уменьшает/уничтожает один из запасов, то такая «правильная езда» будет провоцировать аварию. А если у водителя температура 37,7 °С, то его управление машиной следует приравнять к «пьянке за рулём».
⠀
Как сделать запасы большими?
Чтобы качественно и полно ответить на этот вопрос потребуется погрузиться в детали. Обычно мы тратим на это 3 вечера в курсе «Мастерство Вращения Руля».
⠀
Но кое-что сразу приходит в ум:
— расстояние до машины спереди должно быть не менее 2-3 секунд для сухого асфальта (запас 1);
— не задерживаться в «слепых» зонах у других автомобилей (запас 1);
— если в повороте вам хочется сбросить газ или нажать на тормоз, то скорость слишком высокая и надо тормозить сильнее до поворота руля (запас 2);
— чем выше скорость, тем плавнее работать рулём (запас 2);
— включать пониженную передачу (и на автомате тоже) до начала обгона и до входа в поворот (запас 3);
— знать типичные сценарии аварий и соблюдать правило 1 секунды (запас 4);
— регулярно смотреть в зеркала на прямой (каждые 5-6 сек) и перед каждым поворотом (запас 4);
— держать руль 2 руками всегда (запас 4).
Задание для самостоятельной тренировки:
Наблюдайте за собой и другими водителями: можно ли текущее вождение назвать безопасным. То есть сохраняете ли вы сейчас запасы расстояния, сцепления с дорогой, тяги и готовности. А если нет, то что надо сделать, чтобы восстановить максимальную возможность манёвра?
Эту схему можно применять для анализа текущей ситуации или для разбора уже случившейся аварии.
⠀
* Иногда мы заключаем слово «безопасность» в кавычки, чтобы подчеркнуть, что она не может быть абсолютной, так как вождение — это опасное занятие по определению. За рулём всегда есть не нулевая вероятность аварии. Тогда водителя можно назвать безопасным, если он обеспечивает максимальную возможность сделать манёвр, чтобы избежать столкновения. То есть, если он обеспечивает максимальные запасы по всем 4 пунктам.