Баланс машины и СНОС/ЗАНОС

У водителя так себе («шОфер», по нашей классификации) с рулём и педалями всё однозначно: руль влево/вправо — это повернуть машину влево/вправо, газ-тормоз — разогнаться-затормозить.

Более продвинутый водитель (уровнь «пилот») понимает, что любое действие органами управления — это, прежде всего, перераспределение веса или тяги по колёсам. Он знает, что газом можно тормозить и поворачивать, а не только ускоряться; рулём тоже можно тормозить, а тормозом — поворачивать.

И причина такой неоднозначности в воздействии на автомобиль кроется именно в смещении веса во время торможения, разгона и поворота.

Так с одной стороны, нажатие на педаль газа должно ускорять машину. А с другой, это провоцирует смещение веса автомобиля на задние колёса. Задняя подвеска сжимается и её колёса хорошо прижаты к поверхности. А передняя подвеска, наоборот, разжимается и колёса стремятся оторваться от поверхности.

Смещение веса
Рис 1. Перераспределение веса по колёсам на разгоне, торможении и на постоянной скорости.

С мотоциклами это становится максимально очевидно: когда байкер делает «вилли», переднее колесо отрывается от асфальта полностью.

Точно так же, торможение приводит к смещению веса вперед: сжимается передняя и разжимается задняя подвеска. Передние колёса прижаты хорошо, а задние — плохо. Предельный случай такой разгрузки задних колёс можно видеть, когда мотоциклист делает «стоппи» и встает на переднее колесо с полным отрывом заднего от поверхности.

Вилли
Рис 2. «Вилли»: предельное смещение веса назад с отрывом переднего колеса от дороги.

Стоппи
Рис 3. «Стоппи»: предельное смещение веса вперёд с отрывом заднего колеса.

А если в повороте активно крутить рулём, то мы ощущаем, как машина нас то вжимает в дверь, то стремится выбросить из кресла. Вес в этом случае смещается либо на правые, либо на левые колеса. А снаружи хорошо видно, что корпус машины кренится в сторону.

Торможение в повороте, отпускание газа или нажатие на него приводит к перераспределению веса по колёсам и нарушению баланса. Это может привести к скольжению передних, задних или всех 4 колёс.

∙ ∙ ∙ ∙ ∙
Прижатые к поверхности колёса хорошо ускоряют, тормозят или поворачивают машину.
Разгруженные колёса делают это плохо.

∙ ∙ ∙ ∙ ∙

Неизбежная разгрузка колёс при совершении какого-либо манёвра (разгон, торможение или поворот) даёт понимание, почему в повороте возникает скольжение передней оси (снос) или задней оси (занос).

— Если в повороте нажать на педаль тормоза, вес смещается на внешнее переднее колесо. В этот момент к поверхности хорошо прижато ОДНО (!) колесо из четырёх. И если разгрузка остальных колёс достигнет некоторой критической величины, начнется занос — скольжение задней оси. Остальные колёса, как ножка циркуля вокруг иголки (одно хорошо прижатого колеса), будут описывать дуги.

— Если же в повороте нажать на газ, вес машины сместится на задние колёса, а передние, которые должны поворачивать машину, окажутся без нужного прижима. И тогда начнётся снос — скольжение передней оси. Машина будет поворачивать плохо, будет распрямлять дугу и может съехать с дороги или выкатиться на встречную полосу. На том же примере с мотоциклистом это хорошо понятно: когда переднее колесо оторвано от поверхности, как его ни крути, мотоцикл не повернет.

Именно поэтому в технике прохождения поворотов есть 3 важных пункта:
1. Всё торможение происходит на прямой — до входа в поворот.
2. Ровный газ на всей дуге поворота.
3. Открывать газ плавно и только вместе с распрямлением руля.

Важно помнить, что снос и занос возникают не только из-за нарушения баланса веса по колёсам. Так можно ехать в идеальной «развесовке», но всё равно улететь с поворота.

Как ещё можно сорваться в скольжение?

Частые причины СНОСА:
• превышение скорости входа в крутой поворот
• избыточный поворот руля
• резкий поворот руля
• интенсивное торможение при сильно повернутом руле
• передозировка газа (передний и полный приводы)

Частые причины ЗАНОСА:
• превышение скорости входа в пологий поворот
• торможение «юзом» (на машинах без АБС)
• отпускание педали газа или торможение в пологом повороте
• передозировка «газа» (задний и полный приводы)

∙ ∙ ∙ ∙ ∙
Машина в повороте наиболее предсказуема, когда она сбалансирована по весу — на ровном газе. Она не будет склонна к сносу или заносу — будет проявлять «нейтральную поворачиваемость».
∙ ∙ ∙ ∙ ∙

Источник фото: книга Бена Коллинза «Водить как Стиг», Интернет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *