О водителе

pedal_car

Почти каждый водитель сможет быстро и достаточно точно ответить на вопрос, зачем ему автомобиль. Всегда есть какая-то причина сделать не самую дешевую покупку, в которую потом придется регулярно вкладываться. Но можно задаться вопросом: «А зачем я автомобилю»? И тут дело даже не в обслуживании, мойке машины или заполнении её бака топливом. Хотя и это верно. Зачем я автомобилю в плане управления?

Другой любопытный вопрос, напрямую связанный с предыдущим — почему есть глаголы «водить машину» и «управлять машиной»? В чём разница, если она вообще есть? Оказывается, что есть. И разница принципиальная, если вспомнить предыдущий вопрос про назначение водителя для автомобиля.

Водить — это непосредственным образом определять направление и скорость движения автомобиля. Можно даже вспомнить образ из детства, когда мальчики привязывали веревку к игрушечной машинке и тянули за собой. Траектория движения игрушки целиком и полностью определяется в таком случае характером «тяги» ребенка. Или подражая своим отцам в вождении, мы садились в более серьезные игрушки: машины с педалями и рулем. Руль был напрямую связан с поворотным механизмом, а скорость нажимания на педали самым прямым образом определяла скорость движения всего транспортного средства, пусть и детского.

С другой стороны, управлять автомобилем — это только отдавать этому сложному комплексу механизмов задачи, которые он решает уже сам. Как на предприятии: начальник (менеджер) отдает указания, что нужно сделать, а подчиненные (сотрудники) выполняют задачи так, как они умеют или считают целесообразным. Водитель в этом случае — менеджер. Он указывает рулем, куда нужно поехать, а автомобиль, интерпретирует его запросы и поворачивает колеса в нужную сторону, самостоятельно определяя усиление руля в зависимости от скорости, при необходимости может подключить торможение одного из колес, чтобы сильнее завернуть в поворот или прекратить занос. Водитель задает некоторое нажатие на педаль газа, а автомобиль сам выбирает, как сильно открыть подачу топлива (работа инжекторов) и воздуха (работа воздушной заслонки). Компьютер автоматической коробки передач сам выберет наиболее подходящую (с его точки зрения) передачу, водитель же только определяет, в какую сторону поехать (вперед или назад) и в каком ритме (в более спортивном или более экономичном). Нажатие на педаль тормоза тоже будет определенным образом интерпретироваться системой ABS: сильнее сжать колодки или ослабить усилие, чтобы избежать блокировки колёс.

Словом, в современном автомобиле между водителем и механизмами стоит прослойка из ряда компьютеров, которым водитель лишь указывает или просит, что нужно сделать, а автомобиль (как комплекс механизмов и компьютеров) сам принимает решения, что, куда и сколько «повернуть». Водитель становится «управленцем» (менеджером) в автомобиле, теряя непосредственную связь колесами. И это хорошо — многочисленные системы объективно делают автомобиль более безопасным, быстрым и экономичным.

Но тут кроется подвох. Можно впасть в иллюзию вседозволенности. Ведь системы, какими бы совершенными ни были, лишь помогают водителю. И не нужно забывать, что они все-таки исполняют указания «начальника». А любой начальник должен знать, на что максимально способны его сотрудники, и знать ту черту, заходить за которую нельзя, требуя невозможного. Системы стабилизации, устойчивости, безопасности имеют предел своих возможностей. Уповать только на них, не заботясь о своих действиях и о том, чтобы регулярно усиливать свои собственные возможности, — путь в могилу и путь очень короткий.

В этом смысле полезно задаться вопросом: «В чем причина того, что возник занос?» В этот момент курсанты дружно начинают вспоминать про условия скольжения колес, про склонность различных приводов к сносам или заносам, про развесовку и прочие технические/физические причины. Но если принять во внимание мысль в абзаце выше, то можно сказать, что причина того, что автомобиль пошел в занос — в том, что водитель сам попросил его сорваться в скольжение. И сделал он это набором определенных действий: рулем, газом и тормозом. А автомобиль просто исполнил его указания. Причина заноса, сноса, блокировки колес — в неправильных действиях «управленца».

В этом раскрывается принцип тотальной ответственности. Он гласит, что вы как водитель ответственны абсолютно за всё, что с вами происходит на дороге. Авария, в которую вы попали — на вашей ответственности, даже если юридическая вина ляжет не на вас. В общем-то, вам всё равно, кто виноват. Ответственность (но не вина) полностью лежит на вас. Удалось доехать без единой опасной ситуации — это ваша заслуга и результат. Регулярно попадаете в ситуации, но аварий пока нет — ваш результат. Случилась авария, но не по вашей вине — это тоже ваша заслуга и результат.

Какая разница, кто виноват в аварии, если в ней погибли люди? Особенно, если это ваши пассажиры. Особенно, если, исправив ошибку другого водителя, вы реально имеете возможность избежать увечий или смерти людей. И тут нет гипертрофированности этого принципа. Хотя надо признать, что на первый взгляд так может показаться. Это вопрос целей — ваших целей. Шашечки или ехать? Быть правым (юридически невиновным) или быть живым?

И в этом плане интересно, как определяют «профессионального водителя» в европейской школе вождения. Каков его главный отличительный признак? Что его делает «профессионалом». И это не тот, кто зарабатывает себе на жизнь вождением: не дальнобойщики, не таксисты, не водители автобусов, и даже не автоинструкторы. Все они по идее должны быть более подготовленными, должны водить существенно лучше остальных. Но это не так. Для большинства из них вождение — это просто способ заработать.

«Профессиональный водитель — это тот, кто 60% времени занят тем, что решает проблемы других водителей». В этом мнении европейской автомобильной школы рефреном звучит принцип тотальной ответственности. У водителя профессионала запаса прочности должно быть на двоих: на себя и на того другого парня, который допустил ошибку. Профессионального водителя вам будет сложно увидеть на дороге. И не потому что таких мало, а потому что он вам просто не мешает. Почти никогда. Оттого ваше внимание и не зацепится за него.

И здесь надо сравнить такого водителя с теми, кто едет по дороге нарочито аккуратно и по идее не должен вам создавать каких-либо помех. Но именно такие сверхаккуратные водители создают «возмущения» на дороге, заставляя вас перестраиваться, обгонять, совершать лишние движения и повышать уровень напряженности. Профессиональный же водитель может ехать быстро или даже очень быстро, но трудностей он вам не создаст.