Что такое Безопасное Вождение?

Это — не про стаж и даже не про опыт. Это точно не нужно путать с безаварийным или аккуратным вождением.

А если так, тогда что есть «безопасное вождение»? Влияет ли соблюдение ПДД на безопасность? Что гарантирует отсутствие аварий в будущем? Существует много домыслов на этот счёт, домыслов зачастую противоречивых.

Давайте разберёмся!

Ваше вождение можно назвать «безопасным», если в каждый момент времени у вас есть возможность сделать манёвр. Такой манёвр, который позволит вам уйти от столкновения: влево, вправо, остановиться, разогнаться или сделать какую-то комбинацию этих действий.

Если возможность манёвра есть — вождение безопасное.
Если возможности нет — вождение опасное.


Возникает практический вопрос:
Что конкретно нужно делать? При каких условиях манёвр можно сделать?

Вождение безопасно = манёвр возможен, если вы имеете:
1. Запас расстояния вокруг вашей машины.
2. Запас сцепления шин с дорогой.
3. Запас тяги двигателя.
4. Готовность сделать манёвр уклонения.

Эти 4 запаса формируют Систему Безопасного Вождения (впервые в таком виде описана в книге Александра Каминского «Мастер вождения автомобиля»).

Интересно, что если соблюдение ПДД в конкретном случае уменьшает/уничтожает один из запасов, то такая «правильная езда» будет провоцировать аварию. А если у водителя температура 37,7 °С, то его управление машиной следует приравнять к «пьянке за рулём».

Как сделать запасы большими?
Чтобы качественно и полно ответить на этот вопрос потребуется погрузиться в детали. Обычно мы тратим на это 3 вечера в курсе «Мастерство Вращения Руля».

Но кое-что сразу приходит в ум:
— расстояние до машины спереди должно быть не менее 2-3 секунд для сухого асфальта (запас 1);
— не задерживаться в «слепых» зонах у других автомобилей (запас 1);
— если в повороте вам хочется сбросить газ или нажать на тормоз, то скорость слишком высокая и надо тормозить сильнее до поворота руля (запас 2);
— чем выше скорость, тем плавнее работать рулём (запас 2);
— включать пониженную передачу (и на автомате тоже) до начала обгона и до входа в поворот (запас 3);
— знать типичные сценарии аварий и соблюдать правило 1 секунды (запас 4);
— регулярно смотреть в зеркала на прямой (каждые 5-6 сек) и перед каждым поворотом (запас 4);
— держать руль 2 руками всегда (запас 4).

Задание для самостоятельной тренировки:
Наблюдайте за собой и другими водителями: можно ли текущее вождение назвать безопасным. То есть сохраняете ли вы сейчас запасы расстояния, сцепления с дорогой, тяги и готовности. А если нет, то что надо сделать, чтобы восстановить максимальную возможность манёвра?

Эту схему можно применять для анализа текущей ситуации или для разбора уже случившейся аварии.

* Иногда мы заключаем слово «безопасность» в кавычки, чтобы подчеркнуть, что она не может быть абсолютной, так как вождение — это опасное занятие по определению. За рулём всегда есть не нулевая вероятность аварии. Тогда водителя можно назвать безопасным, если он обеспечивает максимальную возможность сделать манёвр, чтобы избежать столкновения. То есть, если он обеспечивает максимальные запасы по всем 4 пунктам.

Система безопасного вождения

Техника прохождения поворотов

Летний сухой асфальт многое прощает водителю. И чтобы отправить машину в занос на обычном городском повороте, нужно хорошо «постараться». Отключить систему стабилизации, дёрнуть ручной тормоз или во что-то удариться передним колесом.

А на «зимнем» асфальте скольжение начинается на самой незначительной скорости. Даже 20 км/ч в повороте, покрытом снегом, бывает достаточно, чтобы автомобиль начал терять устойчивость (занос) или управляемость (снос). И тогда все ошибки водителя и несовершенство его стиля вождения становятся очевидными и нередко приводят к авариям.

Правильная (безопасная) техника прохождения поворотов включает в себя 4 аспекта:
1. Ровный газ на всей дуге поворота: от начала вращения руля до его распрямления;
2. Направить взгляд в поворот до входа в него + ведение взглядом до выхода;
3. Повернуть руль плавно, но сразу на такой угол, чтобы потом нужно было только распрямлять его. То есть убрать «болтанку» рулём и доворот руля в конце поворота;
4. Выбор правильной траектории.

Можно ещё отдельно поговорить про выбор безопасной скорости, но легко проверяемых критериев здесь нет — нужно пробовать самому в безопасных условиях, например, на автодроме. Единственный явный признак того, что вы завысили скорость на входе в поворот: вам хочется поднять ногу с педали газа в самом повороте.

Рекомендация: тормозите до поворота руля чуть сильнее, чем обычно и привычно, пока «летняя» манера вождения ещё сильна.

Почему же возникает занос в повороте?
Занос — это скольжение задних колёс, в то время как передние ещё едут туда, куда они повёрнуты.

Наиболее частые причины заноса:
— отпускание газа или торможение в пологом повороте;
— превышение скорости входа в пологий поворот;
— торможение «юзом» (на машинах без ABS);
— передозировка газа (задний и полный привод).

Рассказывать, как прекращать начавшийся занос, здесь будет лишним или даже вредным. Лучше приходите на контраварийный «Зимний Курс» в нашей Академии или в другом центре водительского мастерства.

А не допустить развитие заноса относительно просто:
— тормозить ДО входа в поворот + выбирать безопасную скорость;
— держать ровный раз на дуге поворота;
— руль поворачивать плавно и однократно: исключать доворот руля.

Торможение в повороте, отпускание газа или нажатие на него приводит к перераспределению веса по колёсам и нарушению баланса. Это может привести к скольжению передних, задних или всех 4 колёс.
Об этом мы расскажем в следующей статье.

Занос на зимней дороге

Баланс машины и СНОС/ЗАНОС

У водителя так себе («шОфер», по нашей классификации) с рулём и педалями всё однозначно: руль влево/вправо — это повернуть машину влево/вправо, газ-тормоз — разогнаться-затормозить.

Более продвинутый водитель (уровнь «пилот») понимает, что любое действие органами управления — это, прежде всего, перераспределение веса или тяги по колёсам. Он знает, что газом можно тормозить и поворачивать, а не только ускоряться; рулём тоже можно тормозить, а тормозом — поворачивать.

И причина такой неоднозначности в воздействии на автомобиль кроется именно в смещении веса во время торможения, разгона и поворота.

Так с одной стороны, нажатие на педаль газа должно ускорять машину. А с другой, это провоцирует смещение веса автомобиля на задние колёса. Задняя подвеска сжимается и её колёса хорошо прижаты к поверхности. А передняя подвеска, наоборот, разжимается и колёса стремятся оторваться от поверхности.

Смещение веса
Рис 1. Перераспределение веса по колёсам на разгоне, торможении и на постоянной скорости.

С мотоциклами это становится максимально очевидно: когда байкер делает «вилли», переднее колесо отрывается от асфальта полностью.

Точно так же, торможение приводит к смещению веса вперед: сжимается передняя и разжимается задняя подвеска. Передние колёса прижаты хорошо, а задние — плохо. Предельный случай такой разгрузки задних колёс можно видеть, когда мотоциклист делает «стоппи» и встает на переднее колесо с полным отрывом заднего от поверхности.

Вилли
Рис 2. «Вилли»: предельное смещение веса назад с отрывом переднего колеса от дороги.

Стоппи
Рис 3. «Стоппи»: предельное смещение веса вперёд с отрывом заднего колеса.

А если в повороте активно крутить рулём, то мы ощущаем, как машина нас то вжимает в дверь, то стремится выбросить из кресла. Вес в этом случае смещается либо на правые, либо на левые колеса. А снаружи хорошо видно, что корпус машины кренится в сторону.

Торможение в повороте, отпускание газа или нажатие на него приводит к перераспределению веса по колёсам и нарушению баланса. Это может привести к скольжению передних, задних или всех 4 колёс.

∙ ∙ ∙ ∙ ∙
Прижатые к поверхности колёса хорошо ускоряют, тормозят или поворачивают машину.
Разгруженные колёса делают это плохо.

∙ ∙ ∙ ∙ ∙

Неизбежная разгрузка колёс при совершении какого-либо манёвра (разгон, торможение или поворот) даёт понимание, почему в повороте возникает скольжение передней оси (снос) или задней оси (занос).

— Если в повороте нажать на педаль тормоза, вес смещается на внешнее переднее колесо. В этот момент к поверхности хорошо прижато ОДНО (!) колесо из четырёх. И если разгрузка остальных колёс достигнет некоторой критической величины, начнется занос — скольжение задней оси. Остальные колёса, как ножка циркуля вокруг иголки (одно хорошо прижатого колеса), будут описывать дуги.

— Если же в повороте нажать на газ, вес машины сместится на задние колёса, а передние, которые должны поворачивать машину, окажутся без нужного прижима. И тогда начнётся снос — скольжение передней оси. Машина будет поворачивать плохо, будет распрямлять дугу и может съехать с дороги или выкатиться на встречную полосу. На том же примере с мотоциклистом это хорошо понятно: когда переднее колесо оторвано от поверхности, как его ни крути, мотоцикл не повернет.

Именно поэтому в технике прохождения поворотов есть 3 важных пункта:
1. Всё торможение происходит на прямой — до входа в поворот.
2. Ровный газ на всей дуге поворота.
3. Открывать газ плавно и только вместе с распрямлением руля.

Важно помнить, что снос и занос возникают не только из-за нарушения баланса веса по колёсам. Так можно ехать в идеальной «развесовке», но всё равно улететь с поворота.

Как ещё можно сорваться в скольжение?

Частые причины СНОСА:
• превышение скорости входа в крутой поворот
• избыточный поворот руля
• резкий поворот руля
• интенсивное торможение при сильно повернутом руле
• передозировка газа (передний и полный приводы)

Частые причины ЗАНОСА:
• превышение скорости входа в пологий поворот
• торможение «юзом» (на машинах без АБС)
• отпускание педали газа или торможение в пологом повороте
• передозировка «газа» (задний и полный приводы)

∙ ∙ ∙ ∙ ∙
Машина в повороте наиболее предсказуема, когда она сбалансирована по весу — на ровном газе. Она не будет склонна к сносу или заносу — будет проявлять «нейтральную поворачиваемость».
∙ ∙ ∙ ∙ ∙

Источник фото: книга Бена Коллинза «Водить как Стиг», Интернет.

Техника предварительного захвата руля

В большинстве городских поворотов на 90 градусов (все перекрестки, светофоры, заезды во дворы) безотрывного вращения руля, когда руки на нём находятся в точках 9-3, не хватает. А вращения руля с перехватами, когда нужно несколько раз перенести руки по его ободу, оказывается слишком много, и машина делает излишке резкий поворот.

В этом случае на помощь приходит «предварительный захват». Суть его состоит в том, чтобы до поворота переместить одну руку по ободу руля так, чтобы увеличить амплитуду вращения.

Выполняется следующим образом:
1. Перед правым поворотом Вы смещаете правую руку из рабочего положения «3 часа» в положение «10 часов» — вплотную к левой руке.
2. Далее начинаете входить в поворот, вращая руль только правой рукой, а левая в этот момент проскальзывает.
3. Скольжение прекратится в том момент, когда правая рука снова окажется в положении «3 часа». В этот момент начинают работать обе руки.
4. Дальнейшее вращение руля — по стандартной технике до необходимого угла.

На первом рисунке показан верхний предварительный захват руля. На втором — нижний предзахват. Оба варианты допустимы, но верхний предзахват позволяет повернуть руль на чуть больший угол. В остальном это дело привычки.

Верхний предзахват
Рис 1. Верхний предварительный захват руля.

Нижний предзахват
Рис 2. Нижний предварительный захват руля.

Такое смещение одной руки по рулю позволяет проходить большинство 90-градусных поворотов без перехватов. Но будьте предельно внимательны – вы должны быть уверены, что в этом повороте вам не придётся крутить руль ещё дальше. Потому что после скрещивания рук в нижнем секторе вращение невозможно – из такого положения можно только возвращать руль в обратном направлении.

Ещё один эффект, который достигается при таком способе повернуть руль, – плавность вращения руля. Что важно для персональных водителей, которые возят требовательных пассажиров.

Домашнее задание:
Применяйте на 90-градусных поворотах технику предварительного хвата.
Повторить 100 раз.

Фото взяты из книги Александра Каминского «Мастер вождения автомобиля».